Гусеничные и колесные экскаваторы – сравнение, отличия, плюсы и минусы
Вернуться назад
Множество лет назад уже появились первые машины, похожие на современные экскаваторы. Это неудивительно, ведь человечество всегда стремилось упростить свой труд и повысить его производительность.
Примитивные приспособления для копания использовались еще в Древнем Египте, а в эпоху Возрождения гениальный да Винчи разработал конструкцию, удивительно похожую на современную специализированную технику.
Сегодня наиболее востребованные для различных работ машины используют для передвижения либо колеса, либо гусеницы.
Экскаваторы: где используются?
В современном мире строительство является одной из основных отраслей экономики. Сюда следует отнести прокладку транспортных магистралей, возведение высотных жилых домов, гидротехнических сооружений, стратегических объектов, производственных мощностей — во всех этих сценариях экскаваторы оказываются незаменимыми.
Специализированное оборудование позволяет эффективно решать различные задачи:
- Вскрытие грунта в карьерах.
- Выемка грунта для прокладки труб и различных инженерных систем, а также устройство фундаментов.
- Строительство дамб, земляных защитных валов и насыпей.
- Создание общественных и частных пространств.
- Снос зданий.
- Ландшафтный дизайн.
- Погрузка и разгрузка сыпучих грузов.
Учитывая конкретные условия эксплуатации, можно точно выбрать гусеницы или колеса в качестве привода. Что их отличает?
Эксплуатационные различия
Основное различие между оборудованием, оснащенным тем или иным приводом, заключается в их платформе и массе. Колесные модели легче, их масса составляет десятки тонн, а гусеничные – сотни тонн.
Колесная техника легко передвигается по дорогам общего пользования, развивая максимальную скорость около 40 км/ч, что обеспечивает мобильное перемещение между обслуживаемыми объектами. Компактность позволяет использовать их на небольших строительных площадках, где гусеничным альтернативам придется сложно. В этом отношении пневмоколесные модели являются наиболее компактными и маневренными, и операторы эффективно справляются с задачами даже в условиях плотной городской застройки.
Однако, легкий вес колесной техники снижает ее устойчивость, ограничивая безопасную и эффективную работу только ровными поверхностями. Даже незначительные неровности рельефа могут привести к опрокидыванию, поскольку выдвижные опоры не обеспечивают достаточной защиты.
Как правило, гусеничные экскаваторы не допускаются на дороги общего пользования, требуя специального разрешения дорожных служб из-за своей огромной массы, представляющей значительную опасность для асфальта. Но гусеничные машины демонстрируют отличную проходимость, уверенно преодолевая участки с низкой плотностью и несущей способностью, где колесная техника может оступиться. Их значительная масса обеспечивает максимальную устойчивость, исключая необходимость в выдвижении опор, что позволяет избежать опрокидывания.
С точки зрения эксплуатационных затрат колесная техника оказывается более экономичной, потребляя меньше топлива и требуя менее сложного технического обслуживания.
Конечно, для решения задач в условиях города и на небольших строительных площадках рациональнее использовать колесные экскаваторы, а гусеничные машины незаменимы для выполнения работ в более тяжелых условиях, требующих максимальной мощности и производительности.
Гусеничные и колесные экскаваторы: общие черты
Возможность использования различного навесного оборудования, среди которого наиболее популярны ковши, гидравлические ножницы, молоты и грейферы.
Вращающиеся кабины, которые могут поворачиваться вокруг своей оси или в ограниченном секторе.
Использование в специализированной технике различных типов приводов: гидравлических, электрических, кабельных или их комбинаций.
Основным рабочим органом является ковш, грузоподъемность которого определяется габаритами, массой и мощностью экскаватора и составляет от 1 до 45 т.
Колесные и гусеничные экскаваторы: преимущества и недостатки
Однозначно утверждать, что один из указанных классов превосходит или уступает другому, невозможно, поскольку каждый из них имеет свои задачи и сферы деятельности. При покупке необходимо учитывать конкретные условия работы, с которыми столкнется техника.
Сильными сторонами колесных моделей являются следующие качества:
- Мобильность, позволяющая быстро перемещаться между рабочими площадками.
- Маневренность.
- Возможность установки навесного оборудования с минимальными временными затратами.
- Более низкий расход топлива по сравнению с гусеничными аналогами.
- Компактность, что неоценимо при работе на узких улицах.
- Сниженный уровень шума и минимальное давление на дорожное покрытие и грунт.
- Техники и операторы считают эти машины более простыми в обслуживании и эксплуатации.
Основным недостатком колесных машин является их меньшая проходимость и устойчивость, что может создавать трудности при работе на сложных участках местности.
Преимущества гусеничных модификаций заключаются в следующем:
Высокая мощность и производительность, позволяющая выполнять значительные объемы земляных работ в короткие сроки.
Возможность эффективной и безопасной работы в различных условиях, в том числе на относительно крутых склонах с уклоном 35 градусов.
Максимальная устойчивость даже без боковых вспомогательных опор.
Более низкая стоимость по сравнению с колесными аналогами.
Основным недостатком является их неспособность к самостоятельному передвижению. Эти машины должны доставляться к месту работ на специализированных прицепах или платформах. Перевозка негабаритных грузов часто сопряжена с дополнительными трудностями, требующими регистрации в дорожных органах и получения разрешений.
Кроме того, гусеничные машины потребляют больше топлива, требуют более сложного технического обслуживания, а их эксплуатация в городских условиях затруднена из-за больших габаритов.